«Путь Самоделкина» — экспериментальный видеофильм группы Vidiot, снятый в 2009 году по мотивам одноимённого текста художественной группы Инспекция «Медицинская герменевтика» (П. Пепперштейн и С. Ануфриев).
«…Самоделкин — робот-ученый, точнее, робот-техник: вместо рук у него электрические вилки на шнурах, вместо головы — болт с маленькими шурупчиками в качестве глаз, роль тела играет «блок питания» — на одном плече у него знак минуса, на другом — знак плюса. Единственная «антропоморфная» деталь его облика (на первый взгляд необъяснимая и загадочная) — это галоши, в которые обуты его металлические ноги. Эта пара восходит, как я полагаю, к знаменитому спору «физиков» и «лириков», характерному для 60-х годов (когда художником Ю. Федоровым и были созданы эти персонажи). Последствия этого спора тянутся потом довольно долго сквозь советскую культуру (так, например, в фильме Тарковского «Сталкер» снова присутствуют, в качестве антагонистов, «писатель» и «ученый»). Предполагается, что Самоделкин, как апогей технического прогресса, «сам себя сделал», т.е. он представляет собой буквализацию характерной западной мыслеформы «self-made-man». При этом он сделал себя, будучи конструктором или инженером-любителем, а не настоящим профессионалом — из-за этого его телесность носит отпечаток любительского домашнего техницизма и изобретательства, строящегося всегда по принципу «гениального Левши» или «Кулибина», — привинтить и спаять все, что в хозяйстве завалялось: сделать все это ненужное, «пущенное в расход», вновь полезным, оживить технический мусор, чтобы все это двигалось, жужжало, светилось, ездило, вертелось и т.д. Порождение дилетантских копошений на задворках, в сарайчиках и гаражах — эта мыслеформа «руки золотые, а мозгов вообще нет», т.е. бессмысленной технической комбинаторики, была чрезвычайно плодотворно эстетизирована в западном искусстве, особенно среднеевропейском (Тингели, Фишли и Вайс, Киппенбергер), что, по всей видимости, можно интерпретировать как компенсаторику западного технического перфекционизма и отсутствия в западноевропейских городах «дефектных», «немотивированных» технических конструкций.
Давно уже было замечено, что там, где в СССР из-под земли (как правило, в самом неподходящем месте — посреди большого сквера или парка, возле старинного здания, памятника архитектуры, на площади) вылезает какая-нибудь непрезентабельного вида труба, кусок ржавого железа или валяется непонятного назначения бетонная плита, загораживая проход, — точно в таком же важном и красивом месте на Западе вылезает точно такая же труба, торчит такой же кусок железа или валяется бетонная глыба, ничем на первый взгляд не отличающаяся от советской. Разница, однако, состоит в том, что если в России это всегда недосмотр, халатность, распиздяйство, вызывающее справедливое возмущение общественности окружающих домов («Снова нагадили! А кто отвечать будет?»), то в случае западной «гадости» оказывается, что это — современное искусство, что это не только не недосмотр, а гордость этого места, за которую «уплочены большие деньги», и за это как раз все стопроцентно «отвечают» — и сам художник, с глубоким умыслом, артистизмом и мастерством наваливший этот металлолом (Серра, Тингели, Ольденбург или кто-нибудь еще), и городские власти, попросившие его, за соответствующее вознаграждение, это совершить.
То есть в первом случае имеется преступная детская ситуация: «ЭТО КТО СДЕЛАЛ?! КТО НАСРАЛ?!» — «ЭТО НЕ Я!» — «А КТО?! ПУШКИН, ЧТО ЛИ?!» Выясняется, что никто, — само сделалось. Во втором случае — с гордостью произносится: «ЭТО Я НАСРАЛ!», «ЭТО МЫ ЗДЕСЬ НАСРАЛИ!» То есть сам сделал. В этом разрыве между само собой сделалось и сам себя сделал и осуществляется технический прогресс, т.е. процесс, во многом напоминающий продуктивное развитие психического заболевания, прогредиентность особого «техногенного» бреда.
«Психика» и «техника» издавна склонны подменять друг друга: можно вспомнить историю терминов «психе» и «техне» (и то и другое, как известно, означало «душа»)»*
*Диалог «Путь Самоделкина». Сергей Ануфриев, Павел Пепперштейн. «Художественный журнал», №6, 1995.
________
Ведущий киноклуба Макар Ушаков — художник, исследователь постсоветского искусства, студент философского факультета МГУ (специальность культурология). Издатель и редактор журнала о современном искусстве «Камышовый кот».
На фото: кадр из фильма «Путь Самоделкина».
Билеты — 150 рублей.
Москва
ул. Спиридоновка, 9/2. Вход со стороны ул. Спиридоновка, под шлагбаум налево, слева в дальнем углу белый козырёк.
Показать на карте
Уже есть билет
Восстановить или вернуть
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет или сделать возврат организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.